Перехватить шпиона. Почему от российских границ так часто прогоняют чужие самолеты. Анатомия перехвата. Как русские летчики отгоняют самолеты США от госграницы Что означает перехват самолета разведчика

В последнее время сообщения о воздушных перехватах нашими истребителями самолетов США поступают столь же регулярно, как и информация о подготовке парада Победы.

14 апреля Су-27 перехватил американский разведчик RC-135 в небе над Балтийским морем. Американским генералам этот маневр не понравился. Они заявили, что российский пилот действовал неправильно, угрожая безопасности своего американского коллеги. Тот испугался и изменил курс.

21 апреля МиГ-31 перехватил в районе Камчатки американский противолодочный самолет Р-8. При этом американские генералы выразили удовлетворение действиями российского пилота, заявив, что все было сделано грамотно.

Комментировали эти два события разные генералы, поскольку в обоих случаях российские пилоты приблизились к перехватываемым целям на одно и то же расстояние в 15 метров.

Такого рода инциденты участились в связи с обострением отношений между Россий и США. При этом Запад традиционно обвиняет в опасных маневрах российскую сторону. То есть все переворачивает с ног на голову. Поскольку в действительности перехваты являются ответной реакцией на недружественные действия натовской авиации, интенсифицировавшей разведывательные полеты у российской границы. И если бы они не встречали отпора, то самолеты-разведчики внедрялись бы в наше воздушное пространство.

При этом маневр, который Пентагон называет «опасным», является не только эффективным, но и единственным средством заставить потенциального нарушителя границ резко изменить курс. Чем меньше дистанция сближения, тем большие эмоции испытывают американские пилоты, в этом веке не сталкивавшиеся со столь непочтительным к себе отношением. Так, в середине 2014 года над тем же самым Балтийским морем пилот Су-27 подлетел к RC-135, довольно неуклюжему самолету, на расстояние около восьми метров. Американец был настолько потрясен, что с перепугу вторгся в воздушное пространство Швеции. Шведы проявили к нему значительно большее дружелюбие.

Что такое перехват воздушного судна

Если быть точными в терминологическом отношении, то все, о чем было сказано выше, это никакой не перехват. А демонстрация намерений и возможностей. Перехват — это мероприятие сил ПВО, которое предназначено для уничтожения цели либо для вывода ее из строя или принудительного приземления. В нем используются наземные службы (РЛС и командные пункты наведения на цель), зенитные ракетные и артиллерийские комплексы, а также истребительная авиация. Причем авиация специализированная — перехватчики, к которым относятся самолеты МиГ-31 и Су-27.

Последовательность действий такова. Наземные радары обнаруживают цель. Вычисляется ее координаты, расстояние, скорость, направление движения. Определяется траектория движения. И подается команда на запуск зенитной ракеты. Либо поднимается в воздух перехватчик, которому выдается полетное задание — скорость и направление полета. Что называется наведением перехватчика на цель. Следуя командам с земли, перехватчик в какой-то точке своей траектории приближается к цели на расстояние атаки. Причем он находится в положении, удобном для атаки. И либо обстреливает цель из пушки, либо поражает ракетой.

Если речь идет о принудительной посадке, то атакующий истребитель для демонстрации серьезности своих намерений делает предупредительные выстрелы из пушки. Предупредительный ракетный обстрел невозможен, поскольку ракета имеет систему самонаведения на цель.

К истребителю-перехватчику предъявляются более высокие требования, чем к самолетам, предназначенным для завоевания господства в воздухе, — по скорости и по высотности. Потому что бороться приходится с разведчиками, которые, как правило, тоже скоростные и высотные (RC-135, о котором шла речь выше, к таковым не относится).

До сих пор эксплуатирующийся в странах третьего мира, включая Украину, советский перехватчик МиГ-25 имеет максимальную скорость 3000 км/ч и потолок 27000 м. У нас он эксплуатировался с 1970 года до 2012 года. Был вооружен четырьмя управляемыми ракетами.

Су-27 при более скромных скоростных и высотных показателях (2500 км/ч и 18500 м) имеет более серьезное вооружение. Во-первых, это пушка, которой не было у МиГ-25. Во-вторых, целых 10 узлов подвески, поскольку самолет относится к классу тяжелых истребителей.

И, наконец, без сомнения, лучший в мире перехватчик МиГ-31, который сейчас модифицирован до версии МиГ-31БМ. Несмотря на то, что эксплуатируется с 1981 года, оснащение новой РЛС и системой управления вооружением привели машину к поколению 4++. У самолета появилась пушка. Оснащается 8-ю ракетами малой, средней и большой дальности (до 300 км) в различных комбинациях. МиГ-31БМ способен поражать не только любой самолет, но и крылатые ракеты. Максимальная скорость — 3000 км, динамический потолок — 29000 м, практический — 20600 м.

Противники

В середине 50-х годов в небе «блистал» Boeing RB-47 Stratojet, переоборудованный из основного реактивного бомбардировщика США. Он имел дозвуковую скорость и потолок в 13 тыс. метров, но брал своей мощью. Отстреливался из двух пушек и имел большую живучесть. За счет большой грузоподъемности (до 11 тонн) был загружен большим объемом шпионской аппаратуры, которую обслуживали три офицера. В 1954 году шесть советских МиГ-17 не смогли ничего сделать с «американцем» в районе Кольского полуострова. В том же году еще три вторжения в советские пределы прошли безнаказанно. Однако затем, начиная с 1955 года, ВВС США прощались с очередным сбитым разведчиком чуть ли ни ежегодно.

Наиболее впечатляющим стал перехват, который осуществил летом 1960 года над Кольским полуостровом капитан Василий Амвросиевич Поляков на МиГ-19.

После того, как Поляков передал на КП, что визуально определил тип самолета и его принадлежность, поступил приказ посадить нарушителя. Пилот RB-47 Уильям Палм не подчинился сигналу: «Внимание! Следуй за мной».

После чего с земли поступила команда на уничтожение цели. Поскольку Поляков находился на расстоянии 30 метров от «американца», то воспользоваться неуправляемыми ракетами было невозможно. И тогда он дал очередь из 30-мм пушки, израсходовав 111 снарядов.

У разведчика начался пожар двух двигателей. Самолет потерял управление и стал терять высоту. Экипаж, состоявший из троих человек, покинул самолет и воспользовался надувными плотами. Командир умер в воде от переохлаждения. Двоих подобрал рыболовный траулер «Тобольск». Трое операторов разведаппаратуры по неизвестным причинам самолет не покинули, и вмести с ним ушли на дно.

Появившийся в 1956 году разведчик Lockheed U-2 до сих пор обладает самым высоким в мире аэродинамическим качеством (отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению) среди серийных самолетов. По сути, это планер с реактивным двигателем. Он способен парить на высоте, превышающей 20 км, длительное время, периодически отключая двигатель. Целых 4 года он был недосягаем для советской истребительной авиации — ни один самолет не мог добраться на такую высоту. За 4 года U-2 совершил 24 полета над территорией СССР. Он засек расположение космодрома Байконур и ряда других стратегических объектов.

Однако 1 мая 1960 года был сбит ракетой только что появившейся на вооружении ПВО Советского Союза ЗРС-75. С этого момента безнаказанность U-2 канула в прошлое. Именно эти ракеты сбивали его и в Китае, и на Кубе, и во Вьетнаме. В нашем небе пилоты этого прекрасного самолета судьбу больше не испытывали.

Неоднократно модернизированный U-2 до сих пор находится в строю. Но полеты на нем летчиками воспринимаются уже не как сильно полезные с разведывательными целями, а как некое чистое искусство, как поэзия неба.

Легендарный Lockheed SR-71 Blackbird («Черный дрозд»), эксплуатировавшийся до 1998 года, был способен разгоняться до 3,3 М и подниматься на высоту 25600 метров. За счет резких маневров мог уходить от ракеты. При его создании были использованы стелс-технологии. Однако они оказались неэффективны. При высоких скоростях корпус изрядно разогревался и сильно фонил в инфракрасном диапазоне. Еще большую заметность давал реактивный выхлоп.

Довольно долго он совершенно спокойно «навещал» Камчатку, собирая развединформацию. Правда, границу при этом не пересекал. Но после появления в составе сил ПВО МиГ-31 спокойная жизнь для американских пилотов прекратилась. Хоть, разумеется, и смертельной опасности не появилось. Несколько раз пилоты МиГов в нейтральный зоне встречали «Черного дрозда». То есть ждали, когда он перегонит перехватчик на своей страшной скорости. После чего ловили «американца» в прицел, «ощупывая» лучом системы наведения. SR-71 ощутив «поджаривание», резко менял курс и уходил в сторону от Камчатки на окинавскую базу, не выполнив боевое задание.

«Пасся» разведчик и в районе Кольского полуострова. Здесь МиГи использовали ту же тактику условного перехвата. Но однажды, 27 мая 1987 года, SR-71 увлекся и оказался над нашей территорией. По тому же самому сценарию он был вытеснен в нейтральную зону.

В конце 80-х годов активность полетов «Черных дроздов» существенно снизилась. А затем и вовсе сошла на нет. Попытки США возобновить проект в 1993 году оказались безрезультатными. Официальная версия — слишком дорогая эксплуатация уникальных машин. Однако существует мнение, которое высказывалось не только в России, но и в США, что в определенной степени на отказ от использования SR-71 повлияли способные противостоять грозной машине перехватчики МиГ-31. А также принятие на вооружение новейших модификаций ЗРК С-300, способных с легкостью достать «Дрозда» в поднебесье, как бы стремительно он ни разгонялся.

Что же касается RC-135 и Р-8, которые были условно перехвачены в апреле, то для российских перехватчиков они не представляют ни малейшей проблемы. Первый создан в середине 60-х годов. Второй начал эксплуатироваться в 2013 году. Но, по сути, это пассажирские авиалайнеры, имеющие точно такие же летные характеристики. Первый набит шпионской аппаратурой. Второй патрулирует водное пространство в поисках подводных лодок. Вот только слишком близко к российским берегам ему приближаться не стоит.

Пентагон в очередной раз заявил, что самолёты ВВС США "перехватили" российские дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95.

1 и 11 сентября 2018 года истребители-невидимки F-22А вылетали на "перехват" находившихся в нейтральных водах в районе Аляски двух турбовинтовых Ту-95М. При этом российские самолёты не заходили в воздушное пространство ни Канады, ни США. 11 сентября бомбардировщики сопровождали истребители Су-35С.

Правильнее было бы называть такие встречи не перехватом, а сопровождением, т.к. "Рапторы" летели одним курсом с "Медведями" на удалении, не приближаясь и не выказывая каких-либо агрессивных действий. И российские лётчики, и американские пилоты выполняли свои задачи - наши отрабатывали длительные полёты с дозаправками в воздухе и обозначали своё присутствие вблизи зон ответственности вероятного противника. Американцы отрабатывали время реагирования на появление российских самолётов - взлёт, сближение, сопровождение и возврат на аэродром, а также наблюдали за полётом бомбардировщиков и отрабатывали наведение вооружения.

Перехват же - это немного другие действия обеих сторон. Пилот перехватчика получает задание найти объект, сблизиться, заставить его либо уйти из российского воздушного пространства, либо сесть на аэродроме на территории России. В крайнем случае, при невыполнении нарушителем требований, он может быть сбит.

Классическим примером перехватов можно назвать действия лётчиков истребителей Су-27 над Чёрным, Баренцевым или Балтийским морями, когда самолёты вылетают, чтобы отогнать от наших границ всякие "посейдоны" и "орионы" стран НАТО. При этом Пентагон такие случаи называет "опасными" и "непрофессиональными". Но на наш взгляд, появление российских "сушек" возле обнаглевших самолётов-разведчиков США может быть опасным только для самих американских (норвежских, канадских и т.д.) пилотов, т.к. вылетая на задание, они отлично понимают куда и с какой целью летят.

Яркое тому доказательство - действия старшего лейтенанта Василия Цимбала, вылетевшего 13 сентября 1987 года на своём Су-27 на перехват самолёта-разведчика P-3 Orion.

Норвежский самолёт занимался не просто разведкой, он сбрасывал гидроакустические буи в фарватер, по которому выходили в море советские подводные лодки. Обнаружив рядом вооружённый Су-27, норвежцы никак на него не отреагировали и продолжили свою работу.

Чтобы помешать сбросу разведывательного оборудования Василий Цимбал решил подстроиться под брюхо Ориона, и, выпустив тормозной щиток, начал маневрирование, но не рассчитал скорость сближения и задел левым килем винты норвежского самолёта. Обломки винта разлетелись в разные стороны и пропороли фюзеляж Ориона. Только после этого норвежский самолёт сменил курс и пошёл в сторону Норвегии.

Су-27 отогнал норвежский самолёт-разведчик P-3 Orion

Но старший лейтенант решил закрепить знания экипажа самолёта-разведчика о том, на что способны русские лётчики, если их "заклятые друзья" не проявляют достаточного уважения к "партнёрам". Заняв положение выше "норвежца", Василий Цимбал слил на кабину Ориона часть топлива и только после этого ушёл на свой аэродром.

Профессионально сработал Цимбал? Конечно! Агрессивно? Естественно! Но без напора, решительности и нестандартных действий донести до "партнёров", что нельзя безнаказанно летать у наших границ не получается.

Повторяемые на все лады домыслы о «советской угрозе» необходимы милитаристским кругам западных стран для подкрепления и прикрытия своих планов гонки вооружений и материальной подготовки к войне. Одним из мероприятий Пентагона и его партнеров по в этом направлении явилось создание широко разветвлённой , в состав которой в качестве активных средств входят боевые самолёты.

Задачи, возлагаемые на авиацию ПВО, в иностранной военной печати формулируются следующим образом:

  • уничтожение одиночных или групп самолётов противника, вторгшихся в воздушное пространство стран НАТО;
  • прикрытие с воздуха «мёртвых» зон, которые не защищены зенитными средствами или образовались в результате уничтожения противником некоторых позиций ЗУР;
  • защита с воздуха отдельных направлений или районов своей территории.
Свои задачи экипажи боевых самолётов ПВО решают путём перехвата воздушных целей, под которым иностранные военные специалисты понимают выход самолёта на заданную или обнаруженную экипажем цель для её опознавания и уничтожения (в случае необходимости).

Боевые самолёты ПВО

Боевые самолёты ПВО в иностранной печати, как правило, называют истребителями-перехватчиками или просто перехватчиками. В ряде ВВС европейских стран НАТО для выполнения задач ПВО привлекаются обычные истребители, оснащённые соответствующим оружием, или некоторые модернизированные многоцелевые тактические истребители. Их иногда именуют истребителями ПВО. Они действуют, как правило, в простых метеорологических условиях.

Истребителями-перехватчиками за рубежом считаются самолёты F-106 «Дельта Дарт» (рис. 1), F-101 «Вуду», F-102 «Дельта Даггер» (), F.3 и F.6 (). К истребителям, которые привлекаются для перехвата воздушных целей и для этого вооружаются соответствующим оружием, относятся: F-5A ( , ), F-101G ( , ). Примерами многолецевых тактических истребителей, которые были модернизированы для целей ПВО, являются самолёты -С (), F-4E 2 (США). На них устанавливаются или двигатели большей мощности, или стартовые ускорители, или специальные системы, позволяющие автоматически выходить на цель и вести стрельбу из оружия.

Рис. 1. Звено истребителей-перехватчиков F-106 в полёте

Отличие истребителя-перехватчика от истребителя, как считали раньше зарубежные военные специалисты, состояло в следующем. Первый не обязательно должен был обладать высокими манёвренными характеристиками. В основном ему отводилась роль носителя ракет класса «воздух-воздух». От него требовалось действовать в любых метеорологических условиях, днём и ночью, выходить на цель без сложных манёвров и поражать её главные образом на догоне на возможно больших дальностях от прикрываемого объекта или территории.

Истребитель же обычно уничтожает цель в ближнем воздушном бою на сравнительно небольшом расстоянии от прикрываемого объекта или группы самолётов.

Однако опыт войн во Вьетнаме, а также на показал, что воздушные бои, начинавшиеся с пусков ракет с дальних дистанций, нередко перерастали в ближние манёвренные. Многие управляемые ракеты не достигали цели из-за ограничений по перегрузке и широкого применения всевозможных средств РПД. Поэтому в дальнейшем у самолётов, используемых в качестве истребителей-перехватчиков, улучшались манёвренные характеристики, бортовая аппаратура и оружие.

В объединённой системе ПВО НАТО в Европе руководством наведения самолётов на цели занимаются центры управления и оповещения.

По сообщениям иностранной печати, для расширения возможностей управления авиацией, в том числе и наведения, в США разрабатывается . Самолёты, оборудованные этой системой, способны обнаруживать воздушные цели задолго до момента регистрации их . Экипаж самолёта, опознав цель, может вызвать истребители-перехватчики и навести их на неё.

Выполнение перехвата

Вылет на перехват осуществляется из положения «дежурство на аэродроме (авианосце)» или «дежурство в воздухе». Может также применяться самостоятельный поиск противника в воздухе.

Перехват из положения «дежурство на аэродроме» считается наиболее оптимальным в расходовании сил и средств. Его рекомендуется применять тогда, когда истребители успевают взлететь, сблизиться с целью и уничтожить её на подступах к прикрываемым войскам или объектам (на заданных рубежах перехвата) ещё до применения воздушным противником средств поражения.

В зарубежной печати сообщалось, что часть экипажей истребителей-передатчиков стран НАТО несет круглосуточное дежурство на аэродромах. Они могут находиться в 5- или 15 минутной готовности к вылету (для дежурных экипажей истребителей-перехватчиков Великобритании установлена 5- и 10-минутная готовность).

Перехват из положения «дежурство в воздухе» заключается в том, что при появлении воздушного противника истребители из зон дежурства направляются ему навстречу и атакуют его.

Дежурство в воздухе организуется в случае, если истребители не успевают перехватить противника на заданном рубеже из положения «дежурство на аэродроме» или по каким-либо причинам невозможно получить своевременную информацию о нем.

Самостоятельный поиск противника экипажи ведут с помощью бортовых радиолокационных средств и визуально. Поиск обычно организуется в тех районах и на тех высотах воздушного пространства, которые не просматриваются наземными РЛС. Для ориентировки экипажам может даваться по радио общая информация о воздушной обстановке: вероятное местонахождение противника, характер его действий, количество целей и т. п.

Во время перехвата центры управления наводят истребитель на цель до момента обнаружения или захвата её бортовой РЛС. После этого экипаж истребителя атакует цель самостоятельно, занимая соответствующую позицию и соблюдая дальность пуска УР или ведения огня из пушек.

Начало атаки зависит от дальности обнаружения и захвата цели бортовой РЛС (в настоящее время она колеблется в пределах 40 - 90 км), а рубеж пуска ракет выбирается исходя из их дальностей стрельбы (для УР максимальная дальность равна 15 км, а для - 25 км).

По мнению иностранных специалистов, самолёт противника может быть атакован: с хвоста, спереди, с траверса или на встречно-пересекающихся курсах. Выбор направления атаки зависит от многих факторов, и прежде всего от положения цели относительно перехватчика в момент встречи, а также от оружия, установленного на нём.

В зарубежной печати приводился следующий пример выполнения тренировочного задания экипажем самолёта F-106 по перехвату воздушной цели, летящей на большой высоте на дозвуковой скорости (рис. 2)


Рис. 2. Схема перехвата (на встречном курсе) воздушной цели, летящей на большой высоте (1 и 2 - лучи бортовой РЛС при обзоре и захвате цели, пояснение других обозначений дается в тексте)

Обнаружив и опознав воздушного «противника» (рис. 2, а), центр управления передал команды на взлёт истребителей (рис. 2, б). Взлёт самолёта, вооруженного двумя УР «Фалкон» AIM-4F, проходил на форсажном режиме. На скорости 350 км/ч перехватчик оторвался от ВПП. Форсаж был выключен при скорости 460 км/ч. Затем, достигнув скорости 750 км/ч, самолёт начал быстро набирать высоту (рис. 2, в), увеличивая скорость до 950 км/ч. После этого он перешел в горизонтальный полёт. Летчик установил радиосвязь с центром управления (рис. 2, г). Далее команды на самолёт поступали по телеметрической линии. На бортовом индикаторе все время высвечивались данные (курс, воздушная скорость, высота), которыми летчик руководствовался для вывода самолёта на «противника» (цель). Одновременно с этим летчик получал информацию о нём (курс, скорость, высоту, а также дальность до него и азимут).

На картографическом индикаторе пилот видел положение своего самолёта относительно цели и определял метод перехвата. Когда отметка цели находилась на соответствующей высоте и дальности, летчик снял предохранитель системы управления оружием, выбрал соответствующий сектор обзора РЛС и направил антенну на воздушного «противника» (рис. 2.д), который летел на встречном курсе на высоте 12000 м (расстояние до него было 50 км). Атака велась методом «Снэп-ап», предусматривающим быстрое сближение с «противником» с последующей атакой его снизу на встречном курсе. Для этого летчик включил форсаж, и самолёт быстро перешел на сверхзвуковую скорость. Когда цель находилась в 5° левее осевой линии самолёта, бортовая РЛС захватила её (рис. 2, е). После этого пилот связался с центром управления и начал самостоятельно выполнять заключительную стадию атаки (управление самолётом может осуществляться автоматически или вручную). Выбрав на экране индикатора РЛС масштаб дальности «26 км», летчик наблюдал за отметкой цели.

На расстоянии от «противника» примерно 22 км (его превышение над атакующим самолётом в иностранной печати не сообщалось) начался выход перехватчика на рубеж пуска ракет. Направление на цель выдерживалось совмещением командного индекса с центральной маркой индикатора. Самолёт был переведён в резкий набор высоты. Внешнее кольцо дальности на экране индикатора начало сужаться, и, когда оно достигло размеров кольца дальности пуска, ракета автоматически сошла с направляющих (рис. 2, ж). На индикаторе появился сигнал, извещающий, что ракета стартовала. Затем самолёт выполнил маневр для выхода из атаки (рис. 2, з). Возвращение истребителя-перехватчика на авиабазу происходило также по командам с центра управления.

Если воздушный «противник» во время атаки ставил помехи, то летчик включал бортовую РЛС в режиме сопровождения по помехе и станция повторно захватывала цель. В этом случае автоматически производился пуск другой ракеты.

Примерно такая же схема перехвата высотных целей, как отмечается в иностранной печати, присуща и для других типов истребителей-перехватчиков. Характерным для них является взлет на форсажном режиме, стремительное сближение с целью и быстрая атака.

По признанию американских летчиков, атака воздушных целей методом «Снэп-ап» является наиболее сложной и её отработке уделяется большое внимание.

Для отражения массированного налёта противника, как сообщалось в иностранной печати, истребители ПВО предполагается вводить в бой тремя эшелонами: первый - из зон дежурства в воздухе (за тыловой границей зон поражения огнем ЗУР первой полосы); второй - с аэродромов из пятиминутной готовности (в 100-120 км от линии фронта); третий - из 15 минутной готовности. При этом наведение группы на воздушную цель будет осуществляться по ведущему.

Боевая подготовка

Командование НАТО уделяет большое внимание повышению боеготовности экипажей истребителей-перехватчиков. С этой целью проводятся регулярные проверки авиационных частей и подразделений ПВО, организуются соревнования и учения.

Для повседневной тренировки истребители-перехватчики F-106, например, используют полигон на авиабазе Тиндалл (штат Флорида). Каждая эскадрилья этих самолётов ежегодно в течение недели ведет там воздушные стрельбы. Кроме того, ежедневно экипажи самолётов проводят учебно-тренировочные перехваты целей, летящих на больших и малых высотах с применением средств РПД.

Командование НАТО, помимо индивидуальных тренировок летчиков, организует ежегодные учения, во время которых решаются задачи противовоздушной обороны войск и объектов силами истребительной авиации. Например, в 1974 году такими учениями были «Крэк форс» и .

МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости, Андрей Коц. Пилоты дежурной истребительной авиации российской ПВО в последние месяцы буквально живут в небе. Самолеты НАТО появляются у рубежей страны все чаще и чаще: более десяти раз в неделю, по данным Минобороны. При этом авиация "западных партнеров" ведет себя все наглее и напористее. Однако серьезных инцидентов пока удается избежать, во многом благодаря профессионализму и хладнокровию российских летчиков-истребителей. О том, что собой представляет воздушный перехват по всем правилам авиационной тактики, — в материале РИА Новости.

Информационное противоборство между крупными государствами часто может выставить рутинную, в общем-то, ситуацию в невыгодном для одной из сторон свете. Во вторник телеканал CNN со ссылкой на источники в Пентагоне сообщил, что патрульного противолодочного самолета P-8A Poseidon ВВС США. Экипаж истребителя якобы без видимых причин "подрезал" американца над нейтральными водами Черного моря — резким маневром справа-налево пересек курс "Посейдона". При этом Р-8А основательно "взболтало" реактивными струями мощных движков Су-30, после чего сугубо "мирный" борт предпочел не связываться с "забиякой" и убрался восвояси.

Как неоднократно утверждали военные специалисты и гражданские аналитики, главная цель разведвылетов авиации НАТО вблизи российских границ — проверка сил ПВО на прочность. Насколько быстро они реагируют, где располагаются, какими комплексами представлены. ВКС реагируют на каждый подобный "визит" максимально оперативно. Во-первых, другим странам совсем необязательно владеть такой важной информацией. Во-вторых, дать отпор военному самолету, демонстративно идущему к границе суверенного государства, — дело престижа и принципа. В-третьих, неизвестно, какой приказ получил пилот потенциального нарушителя. А значит, его перехват — вопрос национальной безопасности. Как правило, каждая воздушная операция проводится по четкому сценарию.

"Первым делом воздушное судно необходимо взять на сопровождение, — рассказал РИА Новости генерал-майор, заслуженный военный летчик России Владимир Попов. — Дежурный истребитель сближается с целью и идет с ней параллельным курсом. Главная задача на этом этапе — идентифицировать самолет-нарушитель. Далее перехватчик передает "земле" первичную информацию: тип воздушного судна, национальная принадлежность, бортовой номер. Сразу после этого пилот истребителя начинает активно привлекать к себе внимание подозрительного борта — необходимо показать, что он под наблюдением. Летчик, продолжая двигаться параллельным курсом, делает быстрый крен влево-вправо — "машет крыльями". С одной стороны, сообщает: "Обратите внимание, я тут!" С другой — недвусмысленно демонстрирует ракеты "воздух-воздух", закрепленные на подвесках под крыльями".

Если нарушитель никак не реагирует, истребитель, выдерживая прежний курс, увеличивает скорость и выходит чуть вперед, чтобы гарантированно оказаться в зоне видимости экипажа своего "визави". Когда летчик убеждается, что его наблюдают, то поворотом ручки управления делает деликатный "кивок" в сторону от государственной границы, намекая, что залетному гостю пора бы и честь знать. Если нарушитель не реагирует, летчик повторяет все элементы в той же последовательности, но со стороны другого борта подозрительного воздушного судна. Согласно правилам авиационного этикета, эти действия — предельно корректные, "джентльменские" сигналы.

"В большинстве случаев у наших летчиков нет связи с натовскими самолетами, — подчеркнул Попов. — Мы не можем разговаривать с пилотом-нарушителем, потому что обычно не знаем его радиочастоты. Но если знаем, то, конечно, непрерывно "бомбардируем" эфир сообщениями о недопустимости его поведения и настоятельно рекомендуем ему сменить курс. В Сирии, кстати, российская и американская авиация худо-бедно координируют свои действия и имеют общий канал связи. Это позволяет избежать потенциальных воздушных происшествий. Но такое сотрудничество сегодня — большая редкость".

Наглость или поломка

За последние три-четыре года ситуация в небе стала более напряженной. По инициативе НАТО были свернуты многие программы по взаимодействию российской и западной военной авиации. Если раньше представители североатлантического альянса предупреждали Минобороны о планируемых полетах в сопредельных с Россией странах (например, в Прибалтике), то теперь предпочитают о них молчать. Более того, натовцы значительно увеличили количество приграничных воздушных операций.

"Мы не знаем заранее, кто, что и зачем "вынюхивает" у наших границ, — считает генерал-майор. — Может, борт мимо летит, может, у него поломка. А возможно, он специально вынуждает нас реагировать, чтобы потом западные политики в очередной раз заявили, что "русский медведь" не умеет вести себя в воздухе. Кстати, если взять на веру американскую версию субботних событий, то "грубил" как раз их "Посейдон". Если наш Су-30 действительно "подрезал" Р-8А и потрепал его своими реактивными струями, значит, все предыдущие "джентльменские" сигналы "противолодочник" нагло проигнорировал. И пилоту истребителя пришлось обратить на себя внимание "Посейдона" более агрессивным способом. Могу допустить, что американский борт шел с небольшим углом в сторону нашей границы, поэтому российский летчик мог решиться на подобный маневр".

Если нарушитель не робкого десятка и турбулентностью его не испугать, перехватчик "подрезает" его еще раз. Параллельно он может запросить помощь другой машины. Далее два истребителя берут самолет-разведчик в "клещи" и сопровождают его с двух сторон. Если нарушитель даже под таким конвоем все-таки пересекает границу, перехватчики аккуратными, но недвусмысленными маневрами начинают принуждать его к посадке на российский аэродром. Второй вариант развития событий — пилот истребителя может показать "желтую карточку" и открыть огонь вдоль курса полета нарушителя из пушки, а также боевой или сигнальной ракетой. Это и явная угроза, и последняя попытка привлечь к себе внимание: "Куда вы двигаетесь?! Немедленно поворачивайте!" По словам Владимира Попова, подобные ситуации в 50-х годах прошлого века на границах СССР возникали регулярно.

"Хочу подчеркнуть, что сегодня такое развитие событий — большая редкость, — сообщил генерал-лейтенант. — Пилоты большинства стран летают вежливо и границу все-таки не пересекают. Провоцируют, да. Но знают, когда нужно остановиться. Еще один момент: очень важно понимать, что даже у военного самолета может возникнуть отказ радиооборудования, навигационных систем. И он терпит бедствие, но не способен подать сигнал. В этом случае мы вежливо "сажаем" его у нас, а впоследствии отпускаем восвояси".

Виктор Попов напомнил, как в подобной ситуации оказался российский самолет. Пятнадцатого сентября 2005 года группа истребителей Су-27 выполняла перелет с аэродрома Сиверский Ленобласти на одну из авиабаз под Калининградом. Уже на маршруте пилот одной из машин майор Валерий Троянов доложил о потере ориентировки. Исчерпав запас горючего, летчик катапультировался. Выяснилось, что он по ошибке оказался на территории Литвы. Истребитель упал в 55 километрах от Каунаса. В ходе расследования выяснилось, что причинами аварии стали ошибки пилотирования, а также отказ навигационной системы.

Летчик, к счастью, остался жив. Громкого международного скандала удалось избежать — специалистам было очевидно, что самолет пересек границу непреднамеренно. Однако этот инцидент спровоцировал в Литве скандал, когда выяснилось, что "вторжение" российской "сушки" осталось незамеченным для национальной ПВО.

Последний аргумент

Тем не менее нельзя забывать, что приграничные инциденты в воздухе могут закончиться гораздо более трагично.

"Открывать огонь на поражение пилот истребителя имеет только в том случае, если иностранный самолет нарушил воздушное пространство, никак не отреагировал на предыдущие сигналы и отказывается следовать за конвоем, — поясняет Владимир Попов. — Летчик запрашивает "землю" и, если получает соответствующий приказ, сбивает цель. Самый яркий пример: 28 ноября 1973 года разведчик ВВС Ирана RF-4C, пилотируемый иранским и американским летчиками, из Турции вторгся в воздушное пространство СССР через Армению и Грузию. В районе Грузии на перехват вылетел наш истребитель МиГ-21СМ под управлением капитана Геннадия Елисеева. У него было две ракеты. Одну он пустил вдоль курса полета самолета противника как предупреждение. Тот не отвернул. Елисеев ударил второй ракетой на поражение, но она потеряла цель в облаках. А пушку заклинило.

С земли поступил приказ остановить неприятеля любой ценой. Было неизвестно, какое оборудование и вооружение нес самолет-нарушитель и какова была его цель. И Елисеев решился на последний аргумент. Он взял противника на таран, ударив его самолет снизу. Советский капитан погиб, а экипаж RF-4C катапультировался и был взят в плен на земле. Позже их обменяли на наших разведчиков. Этот случай — первый в истории авиации воздушный таран на сверхзвуковом самолете. Западным пилотам, рыскающим вдоль российских границ сегодня, следовало бы почаще о нем вспоминать".

За последнюю неделю российские истребители перехватили уже три иностранных самолета-разведчика, в частности, над Балтикой, где проходят учения НАТО. Военные эксперты рассказали «360», что такое перехват и для чего другие страны посылают воздушных шпионов к российским границам.

10 июня истребитель Су-27 перехватил два самолета ВВС США и Швеции у российской границы, над нейтральными водами Балтики. Об этом РИА «Новости» сообщили в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны. Следуя международным правилам использования воздушного пространства, пилот сопроводил воздушные суда, не допустив нарушения ими российской границы.

«Экипаж российского истребителя приблизился на безопасное расстояние к воздушным объектам и идентифицировал их как самолеты-разведчики ВВС США RC-135 и ВВС Швеции „Гольфстрим“», - сообщили в ведомстве.

С 9 по 21 июня в Балтийском море проводятся учения НАТО Baltops-2019. В морских и воздушных маневрах участвуют 8,6 тысячи военнослужащих, а также 40 кораблей и подводных лодок из 18 стран альянса и государств-партнеров. Впервые за долгое время к учениям присоединились корабли воссозданного в 2018 году Второго флота США.

А 4 июня, приводит агентство сообщение пресс-службы Шестого флота США, истребитель истребитель Су-35 трижды перехватил разведывательный самолет P-8A Poseidon в международном воздушном пространстве над Средиземным морем. Второе сближение американское военное ведомство назвало «опасным». Российский самолет на высокой скорости пролетел прямо перед P-8A, что вызвало волну турбулентности.

«Мы ожидаем, что они (российская сторона - прим. ред.) будут вести себя в рамках международных стандартов, установленных для обеспечения безопасности и предотвращения инцидентов. <…> Небезопасные перехваты повышают риск просчетов и возможность столкновения в воздухе», - сказано в заявлении.

В 2018 году самолеты ВКС сопроводили более 980 тысяч летательных аппаратов, в том числе три тысячи боевых самолетов, из которых тысяча - разведчики.

Что такое перехват

Военный эксперт Алексей Леонков объяснил «360», что в России действует эшелонированная система ПВО. Если радиолокационные станции фиксируют приближение к границам летательных аппаратов с выключенными транспондерами, то в воздух поднимают истребители. Они приближаются к «гостям» и определяют, какое это судно - гражданское или военное.

«В это время станции радиотехнической разведки определяют, работает ли в это время оборудование их самолетов. Они видят летательные аппараты с невключенными транспондерами, которые пытаются провести радиолокационную разведку нашей территории», - добавил Леонков.

Затем российский истребитель сопровождает «гостя», специальными знаками и маневрами, показывая, что чужой самолет идет на нарушение границ, приближаясь к ним слишком близко. Выходит на общую связь, и, если летчик не реагирует на призывы покинуть воздушное пространство, пилоты Су демонстрируют вооружение - ракеты класса «воздух - воздух».

«Если экипаж разумный, то самолет удаляется ни с чем, без данных разведки. Если происходит дальнейшее нарушение, иностранные пилоты не реагируют на команды, идут прежним курсом вглубь территории страны, то начинаются маневрирование, предупредительный огонь по курсу самолета. Если самолет все равно не реагирует, то либо его принуждают к посадке, либо, если это невозможно, принимается решение сбить нарушителя воздушных границ», - рассказал эксперт.

Международное пространство

В международном воздушном пространстве или над нейтральными водами суда перехватывают самолеты-разведчики, способные при помощи станций бокового обзора заглянуть на 300-400 километров вглубь России и узнать как можно больше о противооборонных средствах и работе радиотехнических средств. Чтобы помешать сбору данных, в воздух и поднимают истребители, которые играют на нервах у иностранных пилотов и вынуждают прекратить разведку.

«Если бы такое совершали наши самолеты, американцы бы действовали так же. Они, например, сопровождают наши самолеты стратегической авиации на Дальнем Востоке. Или когда наши суда летят в Калининград», - добавил Леонков.

Во времена холодной войны, добавил собеседник, американцы часто «нарушали наш покой», высылая к границам не только самолеты-разведчики, но и стратегические бомбардировщики с ядерными боеголовками. В наши дни, отметил эксперт, событие стало не то чтобы рядовым, но регулярным. Особенно там, где проводятся военные действия или учения.

Политическая плоскость

Военный эксперт Сергей Хатылев пояснил, что правила полета в международном воздушном пространстве разъясняют, над какими водами и на какой высоте можно летать, на какое расстояние можно приближаться, какими знаками нужно пользоваться и так далее. Все эти правила прописаны в международных, государственных документах, а также документах Минобороны и военных ведомств. Российские летчики всегда неукоснительно выполняют эти требования.

«И все эти жалобы США и стран Европы, что наши летчики слишком близко пролетают, мешают выполнять задачи, - элементарное неуважение, хамство и недовольство. Раньше они летали и никто их так жестко не контролировал, а сейчас контролируют - и они идут на преднамеренные провокации», - заявил Хатылев.

В частности, 10 июня американские военные на два часа включили «глушилку» на летавшем над Балтикой самолете, пытаясь помешать работе средств связи в Калининграде. В том числе тех, что обеспечивают полеты авиации. Все случаи перехватов всегда расследуются как военными ведомствами стран, чьи суда участвовали в событии, так и международными организациями. А громкие заявления об «опасных» перехватах делают для нагнетания обстановки.

«В основном это делается в политической плоскости. Как правило, заявления не имеют отношения ни к военным, ни к использованию воздушного пространства. А просто амбиции: „Вы быстро летаете, вы близко летаете“», - заключил Хатылев.

Загрузка...
Top