Достопримечательность Милана: Кастелло-Сфорцеско. Крепость в самом сердце Милана: замок Сфорца Почему замок Сфорца похож на Московский Кремль

Друзья, всем привет!

Если в городе есть замок, то его обязательно нужно посетить. Тем более, как многие утверждают, у него есть сходство с Московским кремлем. Есть они или нет мы разберемся позже, а пока прищурим глаз в заданном направление, чтобы спланировать посещение.

Замок – это всегда интересно, особенно, когда в нем расположен с десяток музеев. Но вынужден предупредить заранее. Если вы также как и мы собрались осматривать Милан за 1 день , то сильно разгуляться на территории замка у вас не получится.

Так что либо выделяйте как минимум полдня на визит , либо сделайте пару фоток для Инстаграма на входе.

Ну а я накидаю вам немного фактов и фотографий, чтобы замок Сфорца в Милане стал к вам чуточку доступнее.

Прежде всего, давайте разберемся с чем мы здесь имеем дело. Перед вами великолепный пример оборонительной архитектуры образца 15-го века.

Нельзя сказать, что то, что мы видим сегодня – оригинал. Уж больно много рук итальянских, испанских, французских и снова итальянских успели его перестроить. Но об этом ниже.

На сегодня замок представляет огромную территорию интересную? как в плане погружения в прошлое, так и для прогулок на свежем воздухе. Сюда можно попасть для того, чтобы пройтись по местным музеям, а можно просто погулять вдоль его внушительных стен и почувствовать веяние истории.

Концепция «аттракциона», чем-то напоминает в Санкт-Петербурге. Вход на территорию замка бесплатный, а вот посещение внутренних помещений уже за деньги.

Но, в отличие от Петербурга, здесь единый билет стоит всего 5 евро . После чего вам понадобится как минимум полдня, чтобы выжать из него все соки.

Готовьтесь вкушать искусство массово. А мы пока перейдем к истории создания замка.

История замка Сфорца

Мы не будем долго тянуть родословную герцогов и правителей замка от давних пор до наших дней, а просто обозначим основные вехи истории.

Итак, задумал строительство замка герцог Милана Галеаццо II Висконти из правящей династии Милана в конце 14-го века. Пока стройка тянулась к логическому концу, Висконти потеряли свое влияние и в город пришли белые сторонники Амброзианской республики.

Перехватить бразды правления у республики и вернуть власть герцогам смог Франческо Сфорца. Он та и придал замку вид похожий на сегодняшний. После него Галеаццо и Людовико Сфорцо обустроили замок как следует, а внутреннюю роспись поручили известным мастерам. Среди них был и знаменитый Леонардо да Винчи .

Кстати, обратите внимание на кровожадный герб герцогов. Глотали детишек на раз.

После падения власти Сфорца, в замке обосновала сначала французский король Людовик XII , а за ним и испанские наместники. Придавая замку оборонительное значение испанцы, увлекшись сооружением пороховых хранилищ, способствовали частичному разрушению крепости при ударе молнии в 1521 году.

Но испанцев это не смутило и они продолжали использовать замок в качестве военной крепости.

Во время 2-й мировой войны после бомбардировки пострадали внутренний дворик и часть крепостных стен.

Только к 1956 году замок не только отстроили, но и придали ему исторический облик. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Милана и один из самых посещаемых туристических объектов города.

Вот если, вдруг, вы подумали, что из меня рассказчик не фонтан или каких-то фактов вам не хватило, то разъяснениями обращайтесь к Веронике. У нее самая недорогая экскурсия в Милане по основным достопримечательностям.

Кастелло Сфорцеско и Московский Кремль

В туристическом сообществе поговаривают, что замок Сфорца был прообразом при строительстве Московского Кремля. Особое сходство было достигнуто при проектировании форм башен и венчающих стены зубцов.

Хотя лично мне сходство в глаза не бросается, для подобных разговоров есть веские факты.

Супруга Ивана III, который Васильевич , София Палеолог, племянница Византийского императора, лично упрашивает семью Сфорца отпустить в Москву талантливого архитектора Аристотеля Фиораванти.

Аристотель вместе с другими итальянскими мастерами и занимается приданием облику Московского Кремля итальянских мотивов.

Кстати, ни он, ни его сотрудники на родину вернуться так и не смогли. А сам Аристотель так и скончался в Москве.

Территория замка и внутренние дворики

У замка есть 2 полюса, относительно которых проходит его осевая линия. С востока – это фонтан на площади Кастелло , а с западной — Арка мира , созданная по приказу Наполеона и являющаяся аналогом Триумфальной арки в Париже.

Между ними расположен сам замок и великолепный парк Семпионе .

Кстати маршрут трамвая номер 1, о котором я упоминал , останавливается как у главного входа у фонтана, так и возле арки. Так что можете смело проходить замок и парк насквозь.

Сам замок состоит из внутренней площади Piazza delle Armi , попасть куда можно через главные крепостные ворота под башней Филарета и двух внутренних двориков поменьше: Корте Дукале и Роччета .

Дворик Корте Дукале еще называют Герцегским, так как здесь находились палаты герцогские.

По всей территории раскидан с десяток музеев, но самый главный дворцовый музей в несколько этажей, расположен во дворике Корте Дукале.

Кстати, он то и займет у вас больше всего времени, так как посмотреть здесь есть что: скульптуры, картины, мебель, оружие и многое-многое другое.

Музеи в замке

Зайдя в один из музеев, вам выдадут подробную карту местности для осмотра музеев. Но рекомендую заранее продумать свой визит. Итак, скорее всего, меньше, чем за 3 часа не управитесь , а если еще будите мух ловить, то пиши пропало.

Давайте слегка сориентируемся на местности. Я буду использовать одну из карт, которую мне дали в самом замке.

Подробно расписывать не буду. Иначе одной статьей мы не обойдемся:

  1. Музей Микеланджело – здесь можно посмотреть на последнюю работу гения, которая так и осталась незаконченной: Мадонна, держащая в руках тело своего мертвого сына Иисуса. Интересно почитать про идеи самого скульптора и интерпретацию скульптуры Pieta Rondanini за годы его становления.
  2. Музей античного искусства – около 2000 предметов важной коллекции из античности и средневековья
  3. Залы с фресками самого Леонардо да Винчи – некогда эти фрески украшали многие комнаты замка.
  4. Музей оружия – коллекция оружия от средних веков до 18-го века
  5. Музей мебели и деревянных скульптур – 6 веков истории мебели от 15-го века до сегодняшних дней
  6. Картинная галерея – одна из главных коллекций города, насчитывающая порядка 1500 полотен
  7. Музей декоративного искусства – керамика, скульптуры, золотые и серебряные предметы.
  8. Музей музыкальных инструментов – вторая по значению коллекция в Италии
  9. Археологический музей
  10. Египетский музей – фундаментальные аспекты египетской цивилизации: искусство и артефакты.
  11. Временные выставки : испанский госпиталь.

Входные билеты в замок

Изначально я думал, что для посещения замка и его музеев мне придется не переставая доставать из карманов хрустящие евро. Поэтому стучаться в музейные двери мы не собирались. Но ситуацию упростил один из сотрудников музея.

Дойдя до входных дверей с ключевым словом «Микеланджело» , мы решили хоть одним глазком взглянуть на его последний шедевр. Но все оказалось намного проще.

Учтивый джентльмен предложил нам не мяться в сувенирном отделе, а оплатить какие-то 5 евро и пройти к объекту. Увидев мое смятение, он заявил, что за эти же самые 5 евро меня ждут еще порядка 10 музеев.

Вот тут то я и распустил крылья, а также собрал пачку брошюр из просветительского уголка выставки. Видимо, на территории замка нам придется задержаться. Не пропадать же 5 евро, которые мы отдали за билеты?

Сколько стоит посещение музеев замка

Итак, после моего монолога вы уже поняли, что:

  • Взрослый билет во все музеи сразу стоит – 5 евро
  • Детский билет детям до 18 лет стоит – 0 евро

Если и вы не хотите платить за билет, то приходите в 1-й и 3-й вторник месяца или в первое воскресение. Тогда и вам не будет нужды нести с собой бумажник.

Как еще можно попасть в музеи? Купить себе Tourist Museum Card за 12 евро. Действует она 3 дня и дает право на бесплатный вход во все городские музеи Милана. Какие именно?

А вот, запоминайте:

  • Musei del Castello Sforzesco
  • Museo del Novecento
  • Galleria d’Arte Moderna
  • Museo Archeologico
  • Acquario Civico
  • Museo di Storia Naturale

По-моему, не плохо. Будь у нас еще пару дней в запасе, то я бы обязательно такую карту приобрел.

Официальный сайт, часы работы

Пробить нужную и полезную для себя информацию о музее можно на сайте milanocastello.it/en .

Часы работы музея и замка в целом отличаются.

  • Замок открыт: 07.00 – 19.30
  • Музеи открыты: 09.00 – 17.30

В отличие от замка, в понедельник у музеев в крепости (как и у большинства других музеев Милана) выходной.

Где находится замок и как к нему добраться

Замок находится в центре города и дойти к нему пешком от того же Дуомо или театра Ла Скала труда не составит. 10 минут ходу по четкому ориентиру – виднеющееся башни Филарета.

От центрального ж.д. вокзала сюда можно добраться на трамвае номер 1 (отличный выбор) или приехать на метро. Вам будет нужна зеленая ветка метро М2 и остановка Lanzo или следующая Cadorna .

Ну а если вы на прогулке, то главное прибудьте в центр, тут уже до всех главных достопримечательностей будет рукой подать.

Вот замок на картах Google maps для ориентира:

Полезно знать

Уже дома я вычитал, что, оказывается, в крепости есть подземный тоннель , открытый для посещения. То, что подземные тоннели там есть вообще, это понятно. Каждый герцог мечтает в случае какого шухера быстро ретироваться на волю по средствам подземных ходов.

Но то, что они открыты к посещению – это круто, тем более, что этот тоннель ведет не абы куда, а к церкви Мария делле Грацие. Той самой, где храниться бесценное полотно Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Так что если в вас живет авантюра и вы хотели бы побродить по подземельями, а того и гляди, чего доброго, замыслить похищение шедевра, то вам нужно обязательно попасть на экскурсию в тоннель. Проводится эта экстрим-экскурсия по субботам.

К сожалению, у меня нет конкретных данных по этой экскурсии. Но думаю, что гиды Милана вот здесь , смогут ответить на ваши вопросы.

Замок Сфорца и парк Семпионе являются гордостью миланцев и одним из символов этого древнего и красивого города. Этот огромный и с виду невзрачный замок за свою многовековую историю пережил множество исторических событий - войны и разрушения, бунты и революции…

Воистину величественный, красивый и строгий, замок Сфорца , или Кастелло Сфорцеско, раскинулся в историческом центре современного города. Но в то время, когда приступали к его закладке, место расположения замка находилось за пределами городских стен, и создавался он как оборонительная миланская крепость.

Решение о начале строительства замка-крепости было принято в 1368 году герцогом Милана Галеаццо II Висконти из известной династии Висконти, правившей Миланом около двух столетий, с 1277 по 1447 год. Строительство же замка Сфорца началось при Франческо Сфорца, захватившем власть в Милане в 1450 году.

Франческо Сфорца умер в 1466 году, и его наследники с помощью Леонардо да Винчи и Браманте перестроили замок под герцогскую резиденцию. Тогда же создаются и роскошные интерьеры замка, часть которых еще можно видеть и сегодня. Замок стал включать ряд внутренних двориков, изящную площадь, обрамленную аркадами работы Браманте и Филарете. Дворец становится резиденцией герцогов Милана, сюда из городского дворца переезжает Галеаццо с женой Боной Савойской.

Во время правления герцога Лодовико Моро, брата Галеаццо (конец 70-х - 90-е годы XV века), замок Сфорца стал одним из самых красивых и богатых герцогских дворов в Италии.

С началом Итальянских войн Лодовико Сфорца бежал из Милана, а в замок Сфорца водворился французский король Людовик XII. При его преемнике Франциске замок пришёл в запустение; в 1521 г. от удара молнии взорвался пороховой склад в башне Филарете, после чего она была разобрана.

Испанский наместник Ферранте Гонзага, приступив к усилению города, встроил замок Сфорца в центр новых миланских укреплений в форме звезды. В дворцовых покоях были устроены казармы на 2000 солдат.

В период испанского владычества замок Сфорца, который продолжал играть роль защитной крепости, был окружен дополнительными фортификационными сооружениями и массивными валами. Рисунки и литературные источники того времени свидетельствуют о том, что здесь были размещены также госпиталь, таверна, хранилища для льда и пищевых продуктов, и две войсковых церкви. Залы, расписанные Леонардо и Брамантино, были превращены в подсобные помещения.

Во времена Наполеона герцогская власть вновь пала, и часть миланцев, исповедующих крайние взгляды, потребовала уничтожения дворца Сфорца. Наполеон вопреки этим требованиям решил восстановить старую часть замка-крепости для размещения своих войск. И в замке вновь разместились войска - теперь уже наполеоновские. При Наполеоне снесли многочисленные валы и фортификационных сооружения, построенные ещё испанцами. Но обустроена была лишь часть территории, превращенная в обширный сквер.

Во время Революционных войн Миланом опять овладели французы, которых ненадолго вытеснил из города А. В. Суворов в апреле 1799 г. После возвращения французов местные патриоты вручили Наполеону петицию о том, что Кастелло Сфорцеско должен разделить судьбу Бастилии как символ ненавистного им самовластия. Вместо уничтожения замка Наполеон велел разбить перед ним просторную площадь. В 1833 г. была проведена масштабная реставрация Кастелло в романтическом духе, предусматривавшая восстановление таких примет средневековья, как ров вокруг замка.

Восстановление дворца началось к середине XIX века. Но по-настоящему к нему приступили лишь после создания единого независимого итальянского государства в 1861 году. Замок в это время не только попал в перечень памятников, подлежащих первоочередной реконструкции, но и был признан одним из главных символов города.

Реконструкция осуществлялась по проекту, предложенному миланским архитектором Лука Белтрами и основанному на детальнейшем изучении всех исторических документов, литературных источников и произведений изобразительного искусства, связанных с созданием крепости-дворца за все шесть веков его существования.

Работы во дворце начались с восстановления угловых цилиндрических башен фасадной стороны дворца. Кстати, в этих башнях позднее были оборудованы хранилищами питьевой воды - удалось, таким образом, совместить проблему реставрации исторических ценностей с решением задач жизнеобеспечения и культурной жизни города.

Для первых посещений частично восстановленный дворец открылся уже в мае 1900 года, а полная его реконструкция была закончена в 1905 году - именно тогда было завершено восстановление Филаретовой башни. Тогда же дворец был передан Милану и миланцам.

Облик крепости Сфорца взяли за образец миланские архитекторы, работавшие над московским Кремлём (форма башен и корона венчающих стены зубцов), так что замок Сфорца является своего рода прообразом Кремля)

Рядом с дворцом находится прекрасный парк Семпионе, созданный в 1893 году, самый большой в Милане общественный парк. В дальней части этого парка можно познакомиться с интересным памятником архитектуры начала XIX века - гранитной Аркой мира. Ранее в этой статье уже было сказано, что строительство этой арки (а задумывалась она как Триумфальная арка) было начато по указанию Наполеона в 1807 году в честь побед его войск на Аппенинском полуострове. Арка должна была стать одновременно и неформальными 14-ми воротами Милана, проем которых ориентирован по оси Париж - Милан. Через них император Франции предполагал торжественно въехать в город после завершения строительства арки. Однако, строительство продвигалось не слишком быстро. К 1815 году, т.е. к тому времени, когда власть Наполеона пришла к своему завершению после его поражения под Ватерлоо, проект строительства был реализован только на две трети. Открытие арки состоялось лишь в 1838 году - в это время Милан вновь находился под игом Австрийской империи, а арка была переименована в Арку мира (в память о мире, установившемся в Европе в 1815 году после падения империи Наполеона). Открывал арку уже австрийский император Фердинанд I. Арка роскошно декорирована в неоклассическом стиле. Среди декораций - сцены, которые иллюстрируют или символизируют события, современником и участником которых был Наполеон. Арка, если взглянуть сквозь неё в сторону центра Милана, является как бы естественным обрамлением Филаретовой башни дворца Сфорца.

Ныне в замке Сфорца находится группа музеев (древнего Египта, доисторический, музыкальных инструментов, посуды и ряд других), для которых действует единый входной билет (по пятницам во второй половине дня вход бесплатный), стоимостью 7 евро на взрослую душу)

От фресок Леонардо в герцогских покоях замка Сфорца почти не осталось и следа; в гораздо лучшем состоянии дошли до наших дней зал для игры в мяч и “слоновий портик”. В замке можно увидеть последнюю (незаконченную) скульптуру Микеланджело, “Пьету Ронданини”, картины Мантеньи, Джованни Беллини, Филиппино Липпи, Корреджо и Понтормо, а также любопытное собрание музыкальных инструментов.

9 декабря 2010 | Категории: Места , История , Архитектура

Рейтинг:+3 Автор статьи: Qwinto Просмотров:27908

Замок Сфорца в Милане - одна из важнейших достопримечательностей Италии. Он долго служил символом власти для местных и иностранных правителей. В начале двадцатого века сооружение спасли от сноса. Теперь там находится несколько гражданских музеев.

История Сфорца

В 1358 году Галеаццо Иск Висконти (первый герцог Милана) приказал построить крепость. Возведение завершили в 1368 году. Изначально замок имел базовую планировку: четыре стены, каждая по сто восемьдесят метров (591 футов) в длину и на каждом углу квадратная башня. Его преемники (Джиан Галеаццо и Филиппо Мария) расширили крепость и превратили ее в роскошную резиденцию. После того, как Филиппо Мария Висконти умерла, не оставив наследника в 1447 году, миланцы провозгласили Амвросианскую Республику и полностью разрушили здание, рассматриваемое, как символ Висконти.

Неоперившаяся республика, воевавшая с Венецией, обратилась за помощью к известному военачальнику Франческо Сфорца. Всего три года спустя он захватил власть и объявил себя герцогом Милана. Сфорца быстро восстановил замок, но на сей раз была возведена центральная башня высотой в семьдесят метров (230 футов) - Торре-дель-Филарете, окруженная большими круглыми башенками. Его последователи также улучшили и украсили структуру.

В период своего расцвета во времена правления Людовико Сфорца, прозванного «Иль Моро», крепость превратили в роскошную резиденцию эпохи Возрождения. Герцог обратился к великим художникам своего времени, в том числе Донато Браманте и Леонардо да Винчи, чтобы они украсили ее.

В последующие века, когда Милан находился под иностранным господством, замок был заброшен и в основном использовался в качестве казармы. Торре-дель-Филарета, которая использовалась в качестве хранилища боеприпасов, взорвалась в 1521 году. В течение второй половины шестнадцатого века испанцы добавили вокруг крепости звездообразные укрепления, позже частично разрушенные войсками Наполеона.

После объединения Италии в 1861 году замок оказался в таком плохом состоянии, что жители города рассматривали вопрос касательно его сноса. Тем не менее архитектор Лука Бельтрами спас полуразрушенную структуру от гибели, предложив превратить ее в общественное здание с помещением для нескольких культурных учреждений. В 1893 году Бельтрами начал ремонт монументального замка. Он восстановил поврежденные башни, воссоздал ров и снес сооружения, которые были добавлены во время иностранного правления. Он даже восстановил Торре-дель-Филарете, используя первоначальные планы.

Отреставрированный замок Сфорцеско открылся для публики в 1900 году. Кстати, его можно спутать с замком княгини Боны Сфорца в Рогачеве, но это уже совсем другая история и территория тоже.

Стоит отметить, что замок Сфорца и Кремль почти близнецы, а это особенно видно, если сравнить их фото. Он расположился вокруг трех внутренних дворов, во власти своих многочисленных построек. На каждом углу стоят четыре внушительных башни: две круглые у главного фасада, обращенные к городу, и две квадратные на другом конце. Круглые башни (31 м или 102 фунта в высоту) известны как Torre di Santi Spirito и Torre del Carmine. В тылу находятся еще две обычные башни - Torre Castellana и Torre Falconiera.

Главный вход в замок Сфорцеско ведет через самую высокую башню (Торре-дель-Филарете) до Пьяцца-д"Арми - обширного внутреннего двора. Еще одна вышка (Torre di Bona di Savoia) видна со двора.

За ней находится «сердце» замка - дворцовые резиденции герцогов Сфорца, окружающих два небольших двора: Кортиль делла Роккетта слева и Корте-Дюкале справа.

Роккетта была крепостью замка и последним прибежищем в случае осады. Во времена правления Людовика Иль Моро резиденции вокруг двора были великолепно украшены фресками. Три галереи, окаймляющие внутренний двор, были спроектированы тремя разными архитекторами. Башня Torre Castellana в западном углу Роккетты использовалась в то время в качестве сокровищницы.

Корте-Дюкале (Ducal Courtyard) выполнен в стиле эпохи Возрождения и имеет красивую лоджию Loggetta di Galeazzo Maria. Несколько комнат вокруг Корте-Дюкале украшены великолепными фресками пятнадцатого века.

Самой известной является фреска в Sala delle Asse в башне Falconiera, созданная не кем иным, как Леонардо да Винчи.

Ко всему прочему, замок Сфорца имеет гражданские музеи - Musei Civici. Они занимают несколько этажей вокруг внутреннего двора Рокетты и Дюкале.

Коллекцию археологического музея, содержащую доисторические и египетские артефакты, можно увидеть в подвальных этажах возле Дворца герцогов. На первом этаже находится экспозиция предметов античного искусства. Наиболее яркие: саркофаг четвертого века, мавзолей четырнадцатого века Бернабо Висконти и Пьета Ронданини - незаконченная скульптура Микеланджело. На первом этаже находится коллекция мебели и картинная галерея, где в основном представлены итальянские картины, в том числе «Trivulzio Madonna» Андреа Мантеньи.

На первом и втором этажах дома Роккетты находятся музей музыкальных инструментов и коллекция прикладного искусства. На первом этаже вы найдете исторические музыкальные инструменты, такие как венецианский клавесин шестнадцатого века, стеклянная гармоника и фламандский двойной верджинал. Коллекция прикладного искусства включает в себя множество предметов из золота, серебра, стекла, фарфора, слоновой кости и кованого железа начиная эпохой Средневековья и заканчивая девятнадцатым веком. Посетив замок Cфорца в Милане и его великолепные музеи, вы не сможете привезти с собой некрасивые фото.

Подземные ходы

Под замком находится лабиринт подземных туннелей. Некоторые из них построил Людовико Сфорца в XIV веке. Он был не совсем хорошим герцогом, поэтому граждане Милана искали любую возможность либо причинить ему страшный вред, либо покончить с ним. Итак, Людовико построил эти тоннели таким образом, чтобы приходить и уходить, когда ему вздумается. В то время гнев против него был на пике. Ходят слухи, что один из туннелей соединял замок с женским монастырем Санта-Мария-делла-Грация. Тем не менее этот туннель был разрушен во время Второй мировой войны.

Что касается испанцев, то они добавили еще несколько туннелей к уже существующим только по причине войны. Они были заинтересованы в том, чтобы прочно удерживать регион, и сделали все возможное для этой цели. Туннелирование было частью разработанной испанцами стратегии. Сегодня подземные ходы в замке Сфорца в городе Милан пользуются особой популярностью у туристов.

Итак, наиболее популярны такие отели рядом с замком Сфорца: UNA Hotel Cusan (расстояние до замка 200 м), Style Hotel (расстояние 300 м), Genius Hotel Downtown (350 м) и Brera Apartments in Garibaldi (450 м).

Полезная информация

Замок работает с 7:00 до 19:00 в летнее время и с 7:00 до 18:00 зимой. Вход бесплатный, но посещение музеев платное. Они открыты со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30. Не работают во время религиозных праздников и по понедельникам. Один вход обойдется в 3 EUR, доступ на сезон - 15 EUR.

Замок находится в районе Умберто. До него можно доехать на метро, автобусе или трамвае.

Стоит отметить, что замок Сфорца имеет официальный сайт:

Изначально замок Сфорца был построен герцогом Галеаццо Висконти - представителем могущественной династии, которая правила более ста лет. Крепость появилась в первой половине 14-го века, однако уже к середине этого столетия герцог потерял свое влияние, в городе произошло восстание, и с началом Амброзианской республики герцогские владения разрушили толпы горожан.

Однако республика продержалась недолго, и в 1450 году к власти пришел Франческо Сфорца, который занялся восстановлением крепости. Он полностью отстроил фамильную резиденцию, сделав ее еще более неприступной, возвел надежные крепостные стены и высокие башни, включая знаменитую башню Филарете. Его сын Галеаццо продолжил дело отца и пригласил для реконструкции замка известного архитектора Бенедетто Феррини, который построил два внутренних дворика.

Следующий владелец, Людовико Сфорца, решил, что зданию не хватает изящества, и пригласил для отделки лучших итальянских мастеров. Именно тогда здесь появились фрески Леонардо да Винчи, которые, к сожалению, практически не сохранились до наших дней. Но на этом период процветания Кастелло Сфорцеско закончился. С началом Итальянских войн герцог удалился в изгнание, а в замок Сфорца въехал Людовик XII.

И французскому королю, и пришедшему ему на смену испанскому наместнику на этой территории требовался не изящный светский дворец, а военное укрепление, поэтому бальные залы быстро превратились в казармы для солдат. В это время башню Филарете превратили в пороховой склад, и случайный разряд молнии в 1521 году спровоцировал мощный взрыв. В результате башня была практически полностью разрушена.

Когда же в город вернулись французы под предводительством Наполеона, часть миланцев подала императору прошение об уничтожении замка Сфорца, как напоминания о герцогском владычестве. К счастью, Наполеон решил иначе - он не стал разрушать крепость, а напротив - частично восстановил ее и заложил перед входом красивую площадь. Впрочем, весомая часть Кастелло Сфорцеско по-прежнему эксплуатировалась в качестве казармы.

После падения Наполеона в 1815 году замок заняли австрийцы, и следующие несколько лет он то укреплялся, то, напротив, терпел разрушения в ходе противостояния Милана австрийской армии. Особо разрушительным выдался 1859 год, когда австрийцы оставили город, и крепость была разграблена.

Новый виток в истории Кастелло Сфорцеско начался с объединения в 1861 году. Он был признан памятником архитектуры и в этом качестве активно восстанавливался. Так, были отстроены заново угловые башни крепостной стены, а в 1900 году по сохранившимся описаниям восстановили башню Филарете. Огромную роль в воссоздании былого облика замка Сфорца сыграл архитектор Лука Бельтрами, который руководил процессом, опираясь на исторические документы. Уже в начале 20-го века Кастелло Сфорцеско открыли для посещения как туристический объект.


Реставрация после ВМВ

С началом Второй мировой войны в истории замка Сфорца наступил еще один сложный период - в 1943 году в результате бомбардировки пострадал один из внутренних двориков, была разрушена часть крепостных стен. После окончания военных действий архитектурный памятник начали восстанавливать, но процесс оказался долгим и продлился до 1956 года. Было важно не только отстроить заново стены, но и воссоздать с исторической точностью внутреннюю отделку, реставрировать пострадавшие фрески. Однако миланцы справились с этой задачей - замок Сфорца в который раз вернул себе красоту и величие.


Замок в наши дни

Сегодня грандиозный Кастелло Сфорцеско выглядит столь же роскошно, как в давние времена своего расцвета. Пусть бывший ров уже давно порос травой, но четыре угловые башни все так же мощно выступают из стен. Полностью восстановлена и въездная башня Филарете, на верхушке которой отбивают время замковые часы «Солнце правосудия» - они здесь установлены в память о первом владельце герцоге Висконти.


Пройдя через арочный проем башни, можно попасть на внутреннюю площадь замка Сфорца - Piazza delle Armi (Пьяцца дель Арми). Отсюда через еще одни крепостные ворота лежит путь вглубь замковых сооружений, к двум внутренним дворикам: справа будет Корте Дукале, а слева Рочетта. Во времена восстаний и войн двор Рочетта был самым безопасным уголком крепости. Что же касается Корте Дукале, он носит еще и название Герцогского дворика, поскольку именно здесь некогда располагались комнаты герцога.

Музеи замка Сфорца

Сегодня внутри башен и других строений Кастелло Сфорцеско находится несколько музеев. Здесь есть Археологический музей с коллекцией экспонатов доисторических времен, Египетский музей с настоящими мумиями, Музей античной мебели. В художественной галерее находятся полотна итальянских художников эпох Ренессанса и Рококо: Андреа Мантенья, Джованни Тьеполо и Джованни Каналя (Каналетто), знаменитого Тициана Вечеллио и других.

Из наиболее ярких экспонатов замка также можно выделить два надгробья, выполненные итальянскими скульпторами 14-го и 16-го веков Бонино ди Кампьоне и Агостино Бусти. Здесь же находится последняя работа великого Микеланджело - незавершенная «Пьета Ронданини», статуя Богоматери с телом Христа на руках. Мастер работал над ней еще за 6 дней до смерти, однако так и не успел закончить.

В зале delle Asse, что расположен в башне Falconieri, можно увидеть следы творчества другого гения Италии - здесь сохранились фрески Леонардо да Винчи. Отделка этого зала представляет собой одну из двух работ Леонардо для замка Сфорца, сохранившихся до наших дней (второй является садовая пергола). Эта башня выходит во дворик Корте Дукале, а в постройках другого дворика Рочетта находится музей прикладного искусства и музыкальных инструментов. Они хранят в себе экспонаты, начиная с эпохи Средневековья.

Подземные тоннели

Как и положено настоящей старинной крепости, замок Сфорца имеет развитую сеть подземных ходов. Известно, что весомая часть из них была построена в то время, когда здесь жил Людовико Сфорца - герцог хотел получить возможность в любой момент покинуть свою резиденцию. Согласно легенде, по одному из длинных тоннелей можно было выйти за пределы крепостных стен и добраться до монастыря Санта-Мария-делла-Грация. Так это или нет - сейчас проверить уже невозможно, поскольку тоннель разрушен.

После подземную сеть расширили испанские захватчики. Переделывая замок в военный гарнизон, они уделяли большое внимание тайным ходам из крепости, восстанавливали старые коридоры и создавали новые. Некоторые подземелья хорошо сохранились, и сегодня один из тоннелей открыт для посетителей - это Strada Coperta delle Ghirlanda. Он проходит вокруг крепости под парком Семпионе.

Как добраться

Замок Сфорца находится практически в центре города - даже без карты сюда можно за 5-10 минут дойти пешком от Миланского собора Дуомо.

Точный адрес: Piazza Castello, 20121 Milano

    Вариант 1

    Метро: по ветке ММ1 или ММ2 до станции «Cadorna Triennale».

    Вариант 2

    Автобус: маршруты № 61, 94, 58, 50 до остановки «Cadorna».

    Вариант 3

    Автобус: маршруты № 57 до остановки «Lanza».

    Вариант 4

    Трамвай: маршруты № 1 и 4 до остановки «Cairoli».

    Вариант 5

    Трамвай: маршруты № 2, 12 и 14 до остановки «Via Cusani».

Замок Сфорца на карте

Достопримечательности вокруг замка

Парк Семпионе

Если от ворот замка в башне Филарете пройти по всей его территории насквозь, можно попасть в расположенный рядом парк Семпионе. Он очень популярен как у туристов, так и у жителей Милана, которые часто приходят сюда прогуляться или устроить пикник на траве. Этот парк был основан еще в 1893 году, и с тех пор является излюбленным местом для отдыха у миланцев.

Арка мира

Основной достопримечательностью парка Семпионе стоит назвать Арку мира, установленную в начале 19-го века Наполеоном. Это величественное сооружение было заложено в 1807 году, когда, воодушевленный победой на Апеннинском полуострове, император решил построить в Милане нечто подобное парижской Триумфальной арке. Кстати, считается, что Арка мира расположена на одной прямой со своей французской сестрой.

Изначально Наполеон планировал сделать эту новую постройку негласными воротами Милана и торжественно въехать через нее в город. Но этим планам не суждено было сбыться - строительство пришлось заморозить после того, как французы покинули Италию. Однако арка у замка Сфорца все же была завершена и сейчас является еще одной точкой притяжения для туристов и популярным местом для фото.

Первым архитектором, разработавшим проект арки, был Луиджи Каньона, но он не дожил до окончания строительства. После ухода Наполеона работы продолжились лишь в 1826 году под руководством Франческо Лондонио и Франческо Певерелли. Авторами скульптур на ее вершине стали Санджорджо (Сестига мира) и Дж. Путти (четыре богини Виктории).

Интересно, что, согласно первому проекту, арка в парке у замка должна была прославлять победы Наполеона, однако после его падения пришлось внести коррективы. И тогда был разработан второй проект - аллегорическое панно, отображающее изгнание французов. Свое же название Арка мира получила в честь Венского конгресса 1815 года, где были восстановлены границы европейских государств, разрушенные завоеваниями Наполеона.


Фонтан на площади Кастелло

Площадь перед замком Сфорца украшает большой фонтан, который миланцы называют «Свадебным тортом». Он действительно напоминает своей формой торт, однако дело не только в этом - считается, что фонтан осуществляет романтичные желания, если бросить в него монетку. Может быть, поэтому здесь часто делают фото влюбленные.

У этой достопримечательности непростая история. Появившись в 30-х годах 20-го века, фонтан проработал не так уж долго - во время Второй мировой войны его пришлось выключить. После он снова был запущен, но при строительстве линии метро оказалось, что именно здесь должна располагаться станция Каироли. И снова фонтан выключили и разобрали. От неправильного хранения его детали испортились, многие из них нужно было изготавливать заново, но в 2000 году «Свадебный торт» наконец-то снова украсил собой площадь Кастелло.

Экскурсии

Круглый год в замке Сфорца открываются тематические выставки, посвященные истории тех или иных его достопримечательностей. Среди них есть и детские туры для посетителей 4-11 лет - они включают мастер-классы, творческие семинары и образовательную программу, изложенную в понятной для детей форме. Также специальные семейные мероприятия ежегодно проводятся в честь Пасхи, Рождества, Хэллоуина и других крупных праздников.

Каждые выходные в замке Сфорца проходят экскурсии в подземные тоннели и на верхние галереи крепостных стен. Прогулка по зубчатым стенам от башни к башне позволяет взглянуть на крепость и на ее окрестности с высоты, а также узнать военную историю этих мест. Подземелья же открывают посетителям тайную жизнь замка, его скрытые от глаз проходы и ловушки. Правда, этот тур подойдет лишь тем, кто не страдает клаустрофобией, а кроме того, к нему не допускаются дети младше 10 лет.

Многочисленные экскурсионные бюро предлагают, помимо обычных, костюмированные экскурсии. В этих случаях посетителям рассказывает об истории крепости сам Леонардо да Винчи или Изабелла Арагонская - супруга одного из герцогов Сфорца.


Часы работы и цена входа

Часы работы:

  • Крепости - с 07:00 до 19:30;
  • Музеев — с 09:00 до 17:30.

В зимнее время замок закрывается для посещения на час раньше. В музеи же последние посетители запускаются не позже 17:00.

Стоимость билетов:

  • Взрослый - 5 евро (~352 руб. ) ;
  • Льготный - 3 евро (~211 руб. ) .

Также можно взять единый билет для всех музеев, который стоит 12 евро (~845 руб. ) и действителен в течение 3-х дней.

Проход на территорию замка в рабочие дни совершенно бесплатный для всех желающих. Оплата взимается только за посещение расположенных внутри крепости музеев. Но и в них можно пройти бесплатно каждый вторник после 14:00 и в любой другой день за час до закрытия.

Перед визитом уточняйте информацию на .


Замок Сфорца на протяжении веков остается одним из самых значимых, самых важных строений Милана. С ним связаны ключевые моменты истории города, его поражения и победы. За много лет крепость несколько раз умирала и, словно Феникс, возрождалась к жизни. Сегодня ее строгая, суровая красота напоминает о былой мощи и создает уникальную атмосферу ожившего прошлого Италии.

Рекомендуем выбрать удобную обувь и посвятить прогулкам по замку целый день, посетив все его музеи. А если устанете, можно отдохнуть на скамейках в тенистом парке Семпионе или дополнить экскурсию визитом в миланский Аквариум. Он находится на окраине парка и сможет удивить как изящным фасадом, так и расположенными внутри 26 аквариумами с морскими и речными обитателями.

Замок Cфорца, или Кастелло-Сфорцеско (Castello Sforzesco) является одним из символов Милана. Он получил свое название по имени Франческо Сфорца, однако тот не был ни его основателем, ни первым владельцем.

Начало возведения будущего замка приходится на время Галеаццо II, одного из представителей рода Висконти. В 1368 году замок начал строиться как военная крепость для отражения врагов.


Нескончаемые войны, борьба за власть и тирания рода Висконти вели к ослаблению его правления, которое завершилось в 1447 году. Граждане Милана поднялись против ненавистных тиранов и создали Амброзианскую республику. Восставший народ разрушил большую часть сооружений замка.

После кратковременного республиканского правления власть в Милане перешла к Франческо Сфорца, умелому военачальнику, наемнику, находившемуся на службе в Милане.


Он был женат на Бьянке Марии, дочери последнего правителя из рода Висконти. Успешно защищая республику от нападений в течение трех лет, Франческо Сфорца сумел провозгласить себя герцогом Милана.

Новый правитель не просто взялся за восстановление замка, в его планах было возведение и собственной резиденции, и крепости, способной защитить Милан.

Перед лучшими архитекторами и инженерами – Джованни да Милано, Якопо да Кортона и Марколеоне да Ногароло – была поставлена задача создать такую роскошную резиденцию, которая не напоминала бы прежнюю крепость.



Строительство было завершено в 1452 году. Внешний вид построенного замка своим видом напоминает крепостные стены и силуэты башен Московского Кремля. Это не случайное сходство: замок Сфорца послужил образцом итальянским архитекторам, приглашенным в Москву.

В частности, Аристотель Фьораванти находился на службе у Франческо Сфорца, он одно время работал с Антонио Филарете, которому принадлежит центральная башня замка, названная его именем.

Есть сведения, что Фьораванти, построив Успенский собор в Кремле, принимал участие в составлении плана реконструкции стен и башен Московского Кремля при царе Иване III.


Замок Сфорца получил высокие крепостные стены. В плане он представляет собой правильный квадрат со сторонами длиной 200 метров. Внешние фасады приобрели привлекательный вид благодаря работе специально приглашенного для этих целей архитектора Филарета.

Он же построил центральную надвратную башню замка. Круглые угловые башни придавали сооружению законченный вид и играли важную оборонительную цель.

Однако Франческо Сфорца и его семья предпочитали новому замку, который находился тогда за границами города, старый дворец на Соборной площади.


Castello Sforzesco в основном использовалась для организации торжественных приемов. В одной из круглых башен размещался гарнизон, в основном это были лучники. В подземных помещениях замка держались в заключении преступники.

Замок Сфорца в своей последующей истории неоднократно перестраивался. В 1466 году умер Франческо Сфорца, к власти пришел его старший сын Галеаццо Мария.

Представители следующего поколения семьи известны своей любовью к роскоши, но при этом долго оставались людьми равнодушными к комфорту и удобствам.

Они покупали предметы роскоши, дорогие ювелирные украшения, породистых лошадей, однако продолжали жить в неподобающих условиях.


И все же Галеаццо Мария взялся за благоустройство замка. Он пригласил архитекторов из Флоренции. Потребовалось несколько лет для создания настоящей резиденции.

В замке устроили Бальный Зал, где не только танцевали, но и занимались спортивными играми. Во внутреннем дворе появился портик, аркада и другие служебные помещения.

В парадных залах сделали дорогую отделку, приобрели изящную мебель. Росписи того времени во многом дошли до наших дней.


Когда замок начал соответствовать статусу герцогской резиденции, здесь обосновались Галеаццо и его жена Бона Савойская. В 1473 году в замке построена часовня Корте Дукале.

В ее создании участие принимали такие мастера, как Бонифачо Бембо, Джьякомино Висмара и Стефано Федели.


Однако через несколько лет Галеаццо Мария Сфорца был убит. Его вдова, Бона Савойская, для безопасности в Rochetta, которая является наиболее укрепленной частью замка, построила самую высокую башню, чтобы контролировать всю территорию. Ее назвали Torre di Bona, то есть Башня Боны.

Следующим правителем Милана стал Людовико Мария Сфорца, также известный как Людовико Моро. Годы его правления были временем подъема Милана, когда осваивались земли, строились каналы, развивалась культура и наука.


Людовико Моро пригласил на службу многих ученых, деятелей искусства, в том числе Леонардо да Винчи, который занимался архитектурными и военными проектами. Однако нынешних гостей замка больше привлекают сохранившиеся фрагменты фресок Леонардо в Saladella Aste.

Людовико Моро правил до 1500 года, пока не потерпел поражение в войне с королем Людовиком XII. В результате он оказался пленен во Франции. Замок Сфорца при новых правителях, которые неоднократно менялись, постепенно превращался в военное укрепление.




В этом смысле политика французов, швейцарцев, испанцев или австрийцев мало отличалась друг от друга. Все стремились использовать замок Сфорца как настоящую крепость, свой форпост в северной Италии.

Это имело свои печальные последствия. В 1521 году в башню Филарете ударила молния, что вызвало взрыв хранившегося там запаса пороха, разрушившего башню и сильно повредившего замок.

Вокруг Милана появились новые крепостные стены, которые охватывали и замок, затем их заменили более надежными бастионами. В замке размещалось до 2000 солдат.


В зале с фресками Леонардо да Винчи размещался склад. Согласно архивным данным, в крепости были госпиталь, аптека, ремонтные мастерские, таверна и две церкви.

В эпоху революционных наполеоновских войн в 1796 году Наполеон, которого поддерживали местные жители, отвоевал Милан у Австрии.

Существует версия, что миланцы хотели разрушить замок как символ деспотического правления, однако, к счастью, это не удалось из-за продолжающихся военных действий.


Для противодействия Наполеону была создана коалиция европейских государств, в которой принимала участие и Россия. Русскими войсками командовал А.В. Суворов.

После сражения при реке Адде и следующих боев, в которых французы понесли большие потери, русской армии открылась дорога на Милан.

Город, из которого бежала большая часть французского гарнизона, сдался без боя в апреле 1799 года передовым русским отрядам.

В окруженном казаками замке Сфорца оставалась часть гарнизона вместе с больными и ранеными. Здесь тоже никто не помышлял о сопротивлении.


Миланцы восторженно встречали русскую армию, как, впрочем, за несколько лет до того они не меньше ликовали, приветствуя генерала Бонапарта.

На этом русская страница в истории Милана не заканчивается. Туда прибыл сам Суворов. Среди прочих мероприятий он должен был принять участие в торжественном богослужении в Миланском соборе по случаю пасхи. Однако Суворов сначала отправился на Via Torino, в храм Сан Джорджо.

Существует городское предание, что русский полководец, войдя в храм, встал на колени, поцеловал пол, на коленях дополз до алтаря, где долго молился покровителю христианского воинства Георгию Победоносцу.


Зная экзальтированный и эксцентричный характер Суворова, очень легко верится в эту историю.

После ухода союзных войск Милан и замок Сфорца остались во владении Австрии, однако уже через несколько лет Наполеон сумел взять реванш и восстановил контроль Франции над Италией. В эти годы Милан стал столицей Цизальпинской республики.




Замок Сфорца по-прежнему оставался казармой, хотя вокруг него сняли фортификационные сооружения и успели распланировать территорию под парк. В эти годы забелили известью фрески Леонардо да Винчи.

После окончательного изгнания Наполеона австрийцы до конца 1859 года использовали замок как казарму.

Именно в этом году итальянцам удалось избавиться от оккупантов. На победной волне темпераментные миланцы не щадили военные укрепления.

Они основатели разграбили замок Сфорца, в очередной раз в своей истории подвергшийся большим разрушениям.

Только в процессе воссоединения Италии, который известен как Risorgimento, встал вопрос о реконструкции замка. Он все-таки оставался символом Милана и, наконец, получил статус архитектурного памятника.


Первый этап включал в себя необходимые научные изыскания. Миланский архитектор Лука Бельтрами использовал архивные графические и литературные источники.

В результате эту реконструкцию стали именовать «филологической». Параллельно шел сбор средств на реконструкцию, прошедшую в 1895-1897 годах.




С 1 мая 1900 года, когда в замке открылись музеи археологии и искусства, он стал доступен для всех желающих. Первую мировую войну замок пережил благополучно, но после бомбардировок 1943 года пришлось ликвидировать серьезные повреждения.

Работы продолжались до 1956 года. Были восстановлены разрушенные здания, обновлены фрески, элементы внутреннего декора.

Сегодня замок Сфорца предстает в виде, который максимально приближен ко времени его расцвета. Перед Центральной башней находится площадь Кастелло и фонтан, которому, недолго думая, дали такое же наименование – Fontana di Piazza Castello.

Иногда из-за характерной формы фонтан называют «Свадебным тортом».




Центральная четырехугольная башня состоит из нескольких ярусов, ее венчает небольшой купол. Высота башни составляет 71 метр. На первом ярусе размещены геральдические фрески и изображение святого Амвросия.

Загрузка...
Top